Рус / Eng Карта сайта Контакты    
moscowarchbiennale logo ПАВИЛЬОНЫ ОФИЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЕЛЯМ
Застройка международного размаха
Велимир Мойст
Газета.Ру, 29 мая
Первая московская бьеннале архитектуры пока не достигает венецианского размаха. Да и задача у нее более демократичная: разобраться, что делать с массовой застройкой.

Многолетняя выставка «Арх Москва», каждую весну проходящая в Центральном доме художника, представляла собой, оказывается, кокон, из которого теперь пробует вылупиться большая красивая бабочка. В реальности, впрочем, это пока довольно невзрачный мотылек, которому развиваться и развиваться. Организаторы бьеннале сами признают, что времени и денег у них было недостаточно, чтобы с первой же попытки выбиться в разряд шоу мирового класса. По сути, в Москве реализован пилотный проект, хотя уже сегодня понятно, что продолжение неминуемо. Формат бьеннале предполагает проведение выставки раз в два года, так что времени для подготовки к 2010 году полно.

А соберется ли впоследствии полнокровный бюджет, как раз сейчас во многом и решается.

Как и положено интернациональному форуму, бьеннале обзавелась своим международным павильоном. Правда, выглядит он, как лекторий на открытом воздухе. В колоннаде ЦДХ показывают видеопроекции, позволяющие ознакомиться с опытом 15 архитекторов из разных стран. Чистый факультатив, по объяснимым (в первую очередь, экономическим) причинам оказавшийся в числе главных событий. Имеется и российский павильон, разбитый на две территориально удаленные части – в ЦДХ и Музее архитектуры. При этом выставка «Арх Москва», послужившая стартовой площадкой бьеннале, вовсе не канула в Лету и благополучно занимает прежнее пространство. К новому проекту подключилась и Третьяковская галерея на Крымском валу: здесь можно познакомиться с актуализированным генпланом столицы и заодно приобщиться к фестивалю архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Некоторые мероприятия пройдут на выезде – например, мастер-классы в башне «Федерация».

При скромных масштабах бьеннале удалось достичь необычайно запутанной его структуры, что следует списать, вероятно, на трудности роста.

А вот главная тема формулируется лаконично. Для премьеры куратор Барт Голдхоорн выбрал девиз «Как жить» – именно так, без вопросительных и восклицательных знаков. Большинство бьеннальских сюжетов касаются вопросов массового строительства, что снижает, конечно, внешнюю эффектность выставки, зато небесполезно в практическом отношении. Вернее, могло бы оказаться небесполезным, если бы опережающие темпы нашего нынешнего строительства не сводили на нет смысл любых профессиональных дискуссий. Сегодняшние «хрущобы», вырастающие на месте прежних, вроде бы не оставляют места для оптимизма. И все же зарубежные опыты наряду с оригинальными придумками здешних зодчих должны пригодиться. В этом заключен едва ли не основной пафос нынешней бьеннале.

Чтобы фестиваль не превращался в бесконечный практикум, включены в программу и необременительные архитектурные фантазии.

Например, выставка «Персимфанс» во флигеле-руине Музея архитектуры выглядит, почти как визуальный капустник. Мавзолей из костяшек домино, отстроенный Юрием Аввакумовым, парадоксальный глиняный интерьер от Александра Бродского, подземный ренессансный дворец от «Обледенения архитекторов» – все это вроде бы творческие маргиналии, однако архитекторы умеют шутить со значением. Рядом, в Аптекарском приказе, расположилась выставка «Дома-коммуны. Другая жизнь», где проекты Моисея Гинзбурга и других новаторов эпохи раннего коммунизма рассмотрены с точки зрения адаптации к современной реальности. А с 5 июня в анфиладе МУАРа откроется большая экспозиция «Новые города. Новое в городах». Она будет посвящена все тому же вопросу: «Как жить?». Пожалуй, вопросительный знак на конце все-таки необходим.

Оригинал статьи: http://www.gazeta.ru/culture/2008/05/29/a_2738476.shtml


Генеральный партнер Биеннале



         

Генеральный
партнер
Официальный
партнер
Технический
партнер
Партнер
специальной
программы
Партнер программы МУАР Партнер
специальной
программы
Генеральный партнер Биеннале - MIrax Group Официальный партнер Биеннале - Евроцемент Груп Технический партнер Биеннале - Hertz&Lumen Партнер специальной программы - RIGroup Партнер программы МУАР Партнер специальной программы - U-kon
Генеральный
информационный
партнер
Стратегический
партнер
Официальное
информационное
агентство
Официальное
радио
Генеральный
информационный партнер
фестиваля Lifestyle
Генеральный
информационный
партнер
АРХ Weekend'a
Генеральный
информационный партнер
официальной программы
Генеральный информационный партнер Биеннале - Ведомости Стратегический партнер Биеннале - Афиша Официальное информационное агентство - РИА Новости Официальное радио - Эхо Москвы Генеральный информационный партнер фестиваля Lifestyle - журнал Интерьер+Дизайн Генеральный информационный партнер АРХ Weekend'a - журнал Elle Декор Генеральный информационный партнер официальной программ - журнал Forbes