Рус / Eng Карта сайта Контакты    
moscowarchbiennale logo ПАВИЛЬОНЫ ОФИЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЕЛЯМ
Общественная палата: жилье для среднего класса построит средний бизнес // ИА Альянс Медиа, 28 мая

27 мая в ЦДХ состоялись слушания Общественной палаты РФ в рамках Первого московского биеннале архитектуры «Как жить». Проект резолюции слушаний не только дает на ответ на вопрос, как жить, но и предлагает вернуть жильца в проектирование жилья. И поскольку основу институтов прав жильцов составляет средний класс, именно на него возложена миссия стать требовательным заказчиком на жилье и качество жизни. Однако в резолюции нет четкого определения среднего класса.

По словам главного редактора журнала «Эксперт», директора Института общественного проектирования и председателя комиссии ОП РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерия Фадеева, практика жизнеобустройства в России была полностью разрушена после 1917 года. Результатом стало отсутствие такого понятия, как квалифицированный жилец. Фактически из-за отсутствия квалифицированного спроса в России нет рынка жилья, а есть лишь его подобие. При этом возврат права собственности в конце прошлого века, скорее, усугубил проблему, так как вызвал гонку за квадратными метрами и отказ государства от комплексного стимулирования жилищной сферы.

Результаты плачевны – российские мегаполисы развиваются стихийно, и при интенсивном жилищном строительстве плотность дорог в них крайне низка. Эксперт убежден, что жилищная политика в первую очередь – культурная политика, и только во вторую очередь - вопрос технологии. Но в России нет специалистов, способных проектировать и строить города будущего.

Еще одна проблема связана с тем, что в России количество появившихся благодаря бесплатной приватизации собственников жилья превышает число арендаторов. Таким образом, население России в целом теряет мобильность. Но все попытки создать условия для появления сектора арендного жилья пока заканчивались неудачей.

Города ХХI века – это вопрос технологии, но в России и здесь проблемы, так как все жилищные новостройки растут за счет строительных технологий конца 70-х годов прошлого века.

«Нам необходимы законы, определяющие технологические коридоры на десятилетия вперед, при условии, что в них будут вписываться новейшие технологии. В первую очередь, мы должны решить, какие города хотим построить для жизни, и отталкиваясь от этого решения ставить вопросы экономики и технологии», - убежден В. Фадеев.

Как пояснил руководитель проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев, в стране до сих пор объемы строительства жилья определяют квадратными метрами, а не целым домом или квартирой. Да и вообще в России нет представления, каким должно быть жилье, никто не спрашивает потребителя о его запросах. Поэтому проект «Российский дом будущего» ориентирован на средний класс, но не с точки зрения его материальных возможностей, а в первую очередь с точки зрения культурных запросов к качеству жизни в целом.

По мнению C.Журавлева, нерешенность жилищного вопроса и неоправданно высокая плата за обслуживание жилых домов - весомые причины, тормозящие развитие среднего класса. При покупке квартиры, потребитель платит втридорога, при этом дома строятся без учета таких показателей, как ремонтопригодность или энергоэффективность.

«Предстоит изменить представление о жилье, как о каморке, изменив стандарты как технологические, так и социально-культурные. Нужен новый институт общественной экспертизы, который будет договариваться с властью и бизнесом по вопросу соблюдения новых стандартов жилья», - убежден руководитель проекта «Российский дом будущего».

Принципиально речь идет о новой производственной политике и новом государственном стимулировании массового строительства жилья для среднего класса. И в первую очередь необходима господдержка ноу-хау и их внедрения, в противном случае запустить проект будет невозможно. Кроме того, необходимо максимально стимулировать бизнес на внедрение новейших технологических решений при строительстве. «У России есть все возможности стать передовой страной по качеству жизни. Экономика становится инновационной, и у России есть преимущество, позволяющее перешагнуть в новые технологии в сфере строительной индустрии без восстановления устаревших предприятий», - уверен С. Журавлев.

Вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев выразил опасения по поводу реалистичности проекта. По его мнению, делать ставку на средний класс бессмысленно, если у него не будет средств на покупку жилья. «Не стоит забывать, что так называемая культурная часть среднего класса, которая и должна выполнить миссию заказчика, – врачи, учителя, научные работники. Они пока живут в общежитиях и рады бы получить отдельную квартиру даже в типовом доме. Более того, это касается 80% населения страны, и пока не будет массового строительства жилья, не может быть и речи о проблеме культуры и воспитания заказчика жилья», - заключил он.

Для многих участников слушаний было непонятно, каким образом проект сможет перебороть монополизацию на строительных рынках регионов РФ и как определить средний класс в России, делая ставку на него как приобретателя.

Внести ясность по этим вопросам попытался глава комиссии ОП по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Он призвал не замыкаться на определении среднего класса, "так как есть более важные политические вопросы". Впрочем, по его мнению, средний класс в России есть, просто никто не занимался анализом его реальных доходов.

«Учитель не подпадает под понятие средний класс, если учитывать только зарплату, но с оплатой репетиторства будет совсем другая картина. Например, крестьяне Верхнее–Камского района на сборе дикоросов за три месяца способны сколотить неплохой капитал. По среднему классу все наши исследования – точечные. Эта прослойка точно есть, но оказалась выброшена с рынка покупки жилья. В то же время мощное строительное лобби, используя наследие московских домостроительных комбинатов, делает наступление на строительный рынок по всей России», - убежден глава комиссии ОП.

Поэтому главный вопрос не в том есть ли средний класс, а в том, как привлечь соответствующий ему средний бизнес, который, войдя на рынок жилья, будет осуществлять небольшие по масштабам проекты - 20-30 односемейных домов или несколько таун-хаусов в поселке. «Либо средний бизнес вовлекается в процесс, либо су-155 остаются на все времена и покрывают всю территорию России домами типовых серий», - считает В. Глазычев.

Он уверен, что решить этот вопрос без участия государства невозможно. Прежде всего необходима политическая воля для решения таких вопросов, как создание условий для снижения кредитных ставок для среднего бизнеса, внедрения новых технологий в строительство, основанных на использовании местных материалов.

Кроме того, необходимо остановить «анархию землепользования» и обеспечить понятные правила игры на земельном рынке, нужны преференции в интересах среднего бизнеса при формировании налоговой политики в муниципалитетах. В. Глазычев также отмечает необходимость реализации пилотных проектов в регионах и муниципалитетах, чтобы, выбрав наиболее успешные из них, тиражировать по всей России. При этом подготовка квалифицированных проектантов и архитекторов – тоже политический вопрос, так как сегодня проектирование ориентировано на элиту, но не на средний класс. «Но главное, что без привлечения новых технологий невозможно решить проблему строительства качественного и доступного по цене жилья», - заверил он.

Оригинал статьи: http://allmedia.ru/headlineitem.asp?id=460594


Генеральный партнер Биеннале



         

Генеральный
партнер
Официальный
партнер
Технический
партнер
Партнер
специальной
программы
Партнер программы МУАР Партнер
специальной
программы
Генеральный партнер Биеннале - MIrax Group Официальный партнер Биеннале - Евроцемент Груп Технический партнер Биеннале - Hertz&Lumen Партнер специальной программы - RIGroup Партнер программы МУАР Партнер специальной программы - U-kon
Генеральный
информационный
партнер
Стратегический
партнер
Официальное
информационное
агентство
Официальное
радио
Генеральный
информационный партнер
фестиваля Lifestyle
Генеральный
информационный
партнер
АРХ Weekend'a
Генеральный
информационный партнер
официальной программы
Генеральный информационный партнер Биеннале - Ведомости Стратегический партнер Биеннале - Афиша Официальное информационное агентство - РИА Новости Официальное радио - Эхо Москвы Генеральный информационный партнер фестиваля Lifestyle - журнал Интерьер+Дизайн Генеральный информационный партнер АРХ Weekend'a - журнал Elle Декор Генеральный информационный партнер официальной программ - журнал Forbes