Рус / Eng Карта сайта Контакты    
moscowarchbiennale logo ПАВИЛЬОНЫ ОФИЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЕЛЯМ
Биеннале экономического класса // Григорий Ревзин // Коммерсантъ, 09.02.2008

Фото: Григорий Собченко

В Венеции каждый год чередуются художественная и архитектурная биеннале, и это главные выставки в Европе. В Москве уже дважды прошла художественная биеннале, а архитектурной нет. Теперь будет. Но московская художественная биеннале — это госпрограмма, финансируемая Роскультурой. С архитектурной так не вышло.

Заявленная тема биеннале — «Как жить?». Описание ее формата можно было бы озаглавить «Как быть?». Организаторами биеннале выступают сегодня «Экспо-парк», Москомархитектура, Музей архитектуры имени Щусева и журнал «Эксперт». Институции несколько разноплановые. Единственное, что есть от государства, это письмо Владислава Суркова, в котором он в обтекаемой форме скорее не возражает, чем поддерживает мероприятие. Отдавая должное героизму организаторов, добравшихся до кабинета заместителя главы президентской администрации, нельзя не заметить, что получившаяся схема маложизнеспособна.
Принципиальным архитектурным содержанием биеннале станет выставка генерального плана Москвы, а ситуация, при которой Владислав Сурков осторожно поддерживает архитектурный бенефис Юрия Лужкова, выглядит какой-то взрывоопасной. Впрочем, вопрос скорее к политологам.

Архитектурная составляющая «Арх-Москвы» в последние годы снизилась, и основное внимание там тоже уделяется мебели, сантехнике и другим элементам дизайна. Это не политика, а экономика. Выставочные площади на «Арх-Москве» участники должны выкупать, и архитекторы долгое время так и делали. Но поскольку нигде в мире так не принято, они постепенно стали сокращать свое участие в «Арх-Москве». Вероятно, с переводом «Арх-Москвы» в формат биеннале эта тенденция усилится. Понятно, что «Экспо-парк» — коммерческая организация и она не может работать себе в убыток. Но идея, что ведущие архитекторы, участие которых в выставке и сообщает ей ценность, покупают места на национальной биеннале, несколько провинциальна, а никаких других внятных форматов их участия организаторы не заявили.

Итак, генеральный план Москвы плюс выставка интерьера от «Дома на Брестской» (фестиваль «Под крышей дома» изначально ориентирован на дизайн интерьеров) плюс выставочные стенды мебельщиков, светодизайнеров и мастеров художественной драпировки и т. д.- для того чтобы назвать это биеннале в рифму с венецианской, надо обладать известной смелостью. Смысл перевода «Арх-Москвы» в формат биеннале заключался в том, чтобы получить госфинансирование, позволяющее уйти от унизительной ситуации выкупа экспонентами площадей, но это не удалось. Я бы на месте организаторов сдался. Но они не сдались, а нашли неожиданный, я бы сказал, изящный выход, смелость оправдывающий.

У «Арх-Москвы» раньше была некоммерческая программа, которая постепенно съеживалась под натиском коммерческой. Ее решено реанимировать, и собственно она и может называться Московской архитектурной биеннале. Куратором этой части выбран Барт Голдхорн, голландский архитектор, создатель архитектурного журнала «Проект Россия». Предложенная им тема биеннале — «Как жить» — конкретизируется как поиск проектов экономичного жилья для небогатых россиян.

Он собирается привезти в Россию иностранные проекты аналогичного экономичного жилья — голландские, американские, английские, канадские, венгерские, чешские, испанские, французские, немецкие и японские. Эта программа изначально нацелена на наш нацпроект «Доступное жилье» (но получить финансирование оттуда непостижимым образом тоже не вышло).

Я бы мог возразить против этой программы. По срокам — это бессмысленно делать после выборов, когда нацпроекты никого волновать не будут. По выставке — такие проекты на редкость невзрачны, выставка выйдет унылой. Существует два взгляда на решение проблемы доступного жилья. Либералы полагают, что это не архитектурная проблема. Для ее решения нужно свести три цифры — средний годовой доход работающего населения, процент и срок ипотечного кредита и стоимость квадратного метра на рынке. Это требует массы усилий, но не архитектурных, а менеджерских. Есть противоположная точка зрения, которую исповедуют архитекторы левых убеждений. Она заключается в том, что пока это экономичное жилье не будет спроектировано, никто ничего не сделает, а если спроектировать и увлечь проектом широкие массы, тогда государство и бизнес найдут средства, как это построить. Я лично придерживаюсь либеральных позиций, но сторонники противоположных взглядов найдут себе много заслуженных союзников. Да и авторитет Барта Голдхорна, чей журнал, лучший в России, говорит сам за себя.

Архитекторов, которые строят дешевое жилье, в основном по заказу социалистических муниципалитетов, в мире довольно много. Но ими мало кто интересуется, их не выставляют, их почти не печатают. А в Москве они могли бы иметь свою биеннале экономического класса. Конечно, это специфично, скучно в выставочном отношении, но зато выигрышно в международной конкуренции разных биеннале. У вас роскошь и звезды — у нас экономия и социальная ответственность. Хотя обычно народу интереснее смотреть на звезд, но вообще-то в социальном жилье тоже бывают очень интересные архитектурные решения.

В этой конфигурации осталось решить две проблемы. Первая, серьезная, это позиции такой биеннале в России. У нас слабы социалистические настроения. Мы, конечно, говорим социальные слова, но в рамках программы «Доступное жилье» у нас разрабатывается проект Рублево-Успенска, города-спутника для миллионеров. Социальная риторика у нас область вранья, и не хотелось бы это обнаруживать.

А выставка и станет обнаружением этого, если ее проект не изменится. Сейчас все выставочные площади ЦДХ заняты коммерческой экспозицией, а то, что называется национальными павильонами, это на самом деле экраны, натянутые на улице, между столбов ЦДХ, со стороны грузового входа. На эти экраны будет проецироваться видео. То есть получится выставка роскошного потребления — мебелей и люстр и генплана Москвы — плана дальнейшего освоения Клондайка квадратного метра капитанами московского строительного комплекса, а вокруг, на улице, утопические проекты домов для бедных. Это точно отражает нашу реальную ситуацию, но надо ли ее так отражать? Все же мы делаем или социальное биеннале экономичного жилья, или биеннале проектов жилища для бомжей, которых не пускают в здание.

Оргинал статьи: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=850996&NodesID=8


Генеральный партнер Биеннале



         

Генеральный
партнер
Официальный
партнер
Технический
партнер
Партнер
специальной
программы
Партнер программы МУАР Партнер
специальной
программы
Генеральный партнер Биеннале - MIrax Group Официальный партнер Биеннале - Евроцемент Груп Технический партнер Биеннале - Hertz&Lumen Партнер специальной программы - RIGroup Партнер программы МУАР Партнер специальной программы - U-kon
Генеральный
информационный
партнер
Стратегический
партнер
Официальное
информационное
агентство
Официальное
радио
Генеральный
информационный партнер
фестиваля Lifestyle
Генеральный
информационный
партнер
АРХ Weekend'a
Генеральный
информационный партнер
официальной программы
Генеральный информационный партнер Биеннале - Ведомости Стратегический партнер Биеннале - Афиша Официальное информационное агентство - РИА Новости Официальное радио - Эхо Москвы Генеральный информационный партнер фестиваля Lifestyle - журнал Интерьер+Дизайн Генеральный информационный партнер АРХ Weekend'a - журнал Elle Декор Генеральный информационный партнер официальной программ - журнал Forbes